День 10 начался очень рано, все плохо спали, наверное, сказалось, что накануне чересчур хорошо отдохнули и не успели устать. Сразу после кофе и завтрака двинулись в Дубровник. Изначально, конечная точка нашей поездке должна была быть где-то в Черногории, она даже называется "Поездка в Черногорию", но в последний день перед нашим путешествием, одна из моих учениц буквально уговорила меня ехать в Дубровник. Я давно слышала про это место, но т.к. виза у нас была болгарская, мы рассматривали только безвизовые страны, а Хорватия, к сожалению, в их число не входит. Но тут моя ученица нашла для нас подтверждение на сайте посольства Хорватии, что с болгарской визой можно въезжать. В общем, так как особо конкретных планов не было, мы добавили эту точку, которая в итоге стала крайней в нашем путешествии. Маршрут: Дубровник (Хорватия) - Босния и Герцеговина - Плевле - Плужине (Черногория) - Жабляк (Черногория).
В Черногорию на авто. День 10. Дубровник (Хорватия) - Босния и Герцеговина - Плужине (ЧГ) - Жабляк. фото
Выехали мы на идеальную хорватскую трассу, Юра все повторял: "Ну как так-то?! Почему так идеально?!", я просто любовалась видами вокруг, Кирилл пытался успеть сфотографировать знаки (наше увлечение в поездке - оказалось, что в каждой стране дорожные знаки отличаются немного, а некоторые очень забавные).

Когда приехали в Дубровник, машину решено было оставить чуть ли не на самой трассе, т.к. нас прекрасный владелец ресторана в Черногории предупредил о космических ценах на парковку ближе к старому городу. Идти вниз было прилично, но какая там красота!

Все улочки сделаны из камня, белые стены и красные крыши домов, впереди море, заборы увитые растениями, колоритные местные жители и коты. Эта страна оказалась самой цивилизованной из нашего путешествия! Очень приятно находится там и я уверена, что в Хорватию я вернусь для дальнейшего знакомства. Старый город фантастический, эти старинные стены, которые омывает бирюзовое море, скалы вокруг, апельсины у каждого дома, каждый дворик с какими-то изюминками. Что интересно, что тут уже почти не было русскоговорящих туристов (в отличии от Черногории, где россиян и украинцев больше, чем местных жителей). В Дубровнике вокруг были слышна только иностранная речь и были видны только толпы китайцев с фотоаппаратами, как в каждом европейском государстве. Но людей там! На главную башню мы так и не поднялись, т.к. было жарко, эти толпы, везде фотоаппараты. Мы решили просто погулять по идеальным улочкам, поглазеть на магазины (там так дорого, что можно только глазеть), понюхать лаванду, которая там повсюду. В центре старого города три или четыре фанатских магазина Игры престолов и Звездных войн. Чего там только нет! И ростовые куклы, и одежки, и маски, и брелки, и блокноты, и игрушки, и чашки. Да все! Огромные магазины с конфетами, где стоят целые бочки с желейными червячками, зефирками, мармеладками и жирными боками, соответственно. Цены в Дубровнике, как я уже неоднократно упоминала, высоченные, сувенирные магнитики нам обошлись почти в 200 грн. Но там самые красивые монеты, что мы встречали. Пляжа, в обычном его смысле, нет, но под стенами замка все прыгают со скал. Накупавшись напоследок в Адриатическом морьке, попрощавшись с ним, хоть и очень не хотелось, мы начали обратный путь к машине. Беда в том, что в старый город нужно было спускаться, а назад-то пришлось подниматься, да и т.к. солнце уже поднялось в зенит и жара была невероятной, приятной эту прогулку тяжело назвать. Чуть не умерев от обезвоживания организма, мы наконец добрались до нашей машинки, все были очень голодные поэтому подкрепились мы обычным хлебом, как настоящие гурманы, которые не подумали о еде заранее.

Дальше направляемся в Боснию и Герцеговину. Узнала я об этой стране (как, собственно говоря, и о Македонии) благодаря Евровидению. С папой мы в детстве смотрели каждый год этот конкурс и я влюбилась в название этой страны, и мечтала туда попасть. Ну, дримс кам тру, как говорится. Из цивилизованной Хорватии мы прямо въехали на разбитую дорогу; вместо нормальной границы на въезде в страну стояли два боснийца в форме, даже здания никакого не было, просто посреди дороги два пограничника. Везде пыль, заброшенные заправки, мусор на обочинах; после Хорватии, это просто был шок! Но величие природы не отнимешь! Горы, зелень вокруг, синие реки и тишина. Больше о Боснии сказать нечего.

Дальше - возвращение в Черногорию, только в этот раз в горную часть. Сначала Плужине. Это место просто волшебное. Откуда в Черногорской воде такой цвет, я не знаю, но все реки, озера, моря имеют такой сине-бирюзовый, глубокий, такой настоящий и влюбляющий в себя. Когда, это соединяется с горами, мостами, то слов подобрать невозможно.

Мы посидели на уже привычной лавочке для любования и поехали вверх в горы. Дорога опять по серпантину, почти на каждом повороте тоннель, вырубленный просто из скалы, некоторые из них уже обвалились, поэтому ехать через них было жутковато.

Чем выше мы заезжали, тем нам становилось яснее, что заправок тут нигде не будет, что топливо наше подходит к критичной отметке, что голод берет свое и скоро мы умрем голодной смертью (конечно, только не Кирилл, он-то поест зерна, трав, да солнечной энергии, в конце-концов). Напряжение нарастало почти так же стремительно как мы набирали высоту. И тут, о чудо! Нет, не заправка, но я вижу надпись "Колыба" ну или что-то похожее на это. Мое пузико сразу подсказало, что тут есть еда. И да, оказалось, что эту колыбу держит женщина из Сербии со своей семьей, они живут высоко в горах и все производят сами. Там можно было прикупить всякие настойки, местные деликатесы, а еще медом там пахло прямо везде, непонятно, как они этого добились, но это впечатляет. Мы напробовали всяких настоек и ликеров, отмазки Юры типа "не-не, я за рулем" не помогли. Мы покатались на качелях, пока нам готовили еду и накрывали на стол. К слову, эта женщина не знает ни русского, ни английского, но мы с ней прекрасно общались и все понимали, вот что делает жажда еды и немного крепкой сливовницы, какие там языковые барьеры. Стол нам накрыли в маленькой домашней комнате, прямо в кастрюле подали нам суп из ягненка и еще бурек - пирог с мясом того же ягненка. Порции достаточно большие, особенно пирога. И обошлось нам это в 12€, что нас очень порадовало.

Наелись, отдохнули и дальше, в путь, а то солнце садиться собирается, а заправки все нет, как и места для ночевки и даже наш комитет по ночевкам молчал. Тем временем, мы поднимались все выше и становилось все холоднее,если на побережье было 39 градусов, то наверху было 15(!), мы даже включили печку.

Дорога в этих высоченных горах была достаточно стремной: сама трасса узкая, на полторы машины, две еле разъезжаются, обочины как таковой нет, сразу обрывы, ну и серпантин оф корс. Тут пирог в моем желудке захотел тоже полюбоваться краевидами, они, к слову, очень живописные, очень текстурные горы, такие высоты, каких мы не видали еще. Тут мы встречали стада овечек и обнаружилось, что у овечек есть хвост! Длинные хвосты, как у собак! Мы прямо втроем были в шоке! Ну вот как мы на свете жили по четверти века уже, а хвостов у овечек не замечали! Наши жизни тут перевернулись и необратимо! Кстати, вроде как у наших овечек действительно нет хвостов. Дедушка говорит, что это вроде как специально для жира хвосты оставляют. Видимо, мой кусок пирога был сделан именно из хвоста, так как пирог не хотел никак перевариваться и идти на компромисс. Поэтому я лежала на своем коронном заднем сидении и умирала, Юра вцепился в руль руками, а глазами в стрелку уровня топлива, который уже пол часа как горел красным, а Кирилл мечтал о походах в эти суровые горы.

Наконец-то, мы доехали до Жабляка, там продвинутый горнолыжный курорт, есть подобие заправки и мини-рынок, где я смогла купить лимон, что бы хоть как -то растворить жир несчастного ягненка в моем желудке. Хоть до моста мы не доехали, но решили уже подыскивать место для стоянки, т.к. сил уже не оставалось. Но нам все не везло и пришлось доехать прямо уже до моста Джурджевича, собственно, куда мы и направлялись. Он величественно показался из-за гор, возле него мы встретили наших знакомых поляков и они сказали, что прямо под мостом есть кемпинг, куда мы и поехали. Этот кемпинг был дешевле которского и обошелся нам в 12€ за троих и там была даже горячая вода, интернет, ну и все блага цивилизации. Палатку мы поставили прямо рядом с нашими знакомыми поляками, Юра с ними сдружился больше остальных и они его подкармливали арбузом и историями. Вечер оказался очень холодным, высота давала о себе знать. Сфотографировать мост пытались на закате изо всех сил, но после такого насыщенного дня их было мало и просто улеглись под спальники, эти два тюленя, которые со мной, даже палатку ставить не хотели - обленились уже совсем! Вина не было, но со мной еще был ягненок, поэтому я постаралась поскорее уснуть и забыть о нем.

В Черногорию на авто. День 11. Будечевица (ЧГ) - Град (БиГ) - Мечавник (Сербия) - дорога в Белград.